• Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний
      Узнать больше >>

  • Глава Минской митрополии, митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
    Узнать больше >>

  • Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Филарет
    Узнать больше >>

  • 1
  • 2
  • 3


В Белоруссии своеобразную известность приобрел случай убийства в Полоцке пяти униатских монахов-базилиан, связанный с посещением храма св. Софии царем Петром I в 1705 году. Теперь местные униаты старательно чествуют память «мучеников» во время нарочитого крестного хода из Витебска в Полоцк. В 2000 г. была издана книжка «Полацкія пакутнікі» («Полоцкие мученики»), в которой были собраны соответствующие материалы, так сказать, к прославлению жертв «неистового» российского царя. В униатской газете «Царква» в 2005 г. появилась статья Сергея Морозова «Полоцкая трагедия в 1705 году» https://carkva-gazeta.by/index.php?his=17 (белорусская версия), http://vicebskreg.by/rus/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/428/ (русская версия). В то же время разгулявшиеся в сети фантазии пользователей изрядно зашкаливают, раздувая давний исторический миф о полоцких событиях.

Подробнее...

Захарий Яковлевич Карнеев (1747–1828) – государственный деятель, писатель, видный член масонского общества России, первый гражданский губернатор Минской губернии (1796–1806). По распоряжению императора Павла I в июне 1797 г. З.Я. Карнеев посетил 23 воссоединенных из унии прихода, располагавшихся в 7 уездах Минской губернии, в которых было замечено колебание прихожан в православном вероисповедании. Цель этой инспекционной поездки состояла в том, чтобы на месте в общении с людьми разобраться в возникшей ситуации. 6 июля 1797 г. Карнеев подал императору рапорт, в котором представил свое видение возникших проблем и предложил способ их преодоления [5, ст. 1559–1566].

Подробнее...

Автором подвергается сомнению верифицируемость весьма распространенной в белорусской гуманитаристике идеи, согласно которой униатство, определяемое как «национальная религия белорусов», было той плодотворной средой, в которой сохранялись и развивались местные самобытные культурные традиции, формируя национальную белорусскую культуру. Приводимые и анализируемые в cтатье факты представляют, напротив, картину поступательного разрушения русинской культуры Речи Посполитой именно и прежде всего в униатской среде, что привело в итоге к смене культуротворческой парадигмы и расколу некогда единой этнокультурной общности русов.

Подробнее...

Осенью 1863 г. были подавлены последние разрозненные выступления шляхты и крестьян в Ковенской губернии и практически уничтожена краевая подпольная организация, опиравшаяся на духовную поддержку ксендзов, деньги, продовольствие и политическую солидарность польского дворянства. Экономически и культурно доминировавшая польско-католическая элита в ходе вооруженной борьбы стремилась восстановить в крае свое политическое господство, утраченное в результате разделов Речи Посполитой. Однако не получив поддержки крестьянства и военную помощь Англии и Франции, потерпела сокрушительное поражение.

 

 

Подробнее...

Жизнь и церковная деятельность архиепископа Могилевского Георгия (Конисского) изучены достаточно полно, хотя «белые пятна» в осмыслении отдельных периодов в его непростой биографии сохранились до сегодняшнего дня. Невозможность постигнуть всю глубину личности святителя отмечал еще его биограф М.Г. Павловский. «Мы не знаем ни его характера, ни образа жизни, ни его привычек и склонностей», – пишет ученый, – «Он стоит перед нами, как учитель Академии, как политический деятель, как пастырь, как проповедник; но мы не видим его безотносительно к должностям и занятиям, не видим человека, не знаем Конисского, так сказать, дома, как будто он жил только для других, – как будто в жизни его не было ни одного действия, которое было бы делом не для общества» [1, с. 3-46]. К таким малоизвестным фактам в жизни архиепископа Георгия относится его занятия историей.

Подробнее...

Протоиерей Александр Романчук, кандидат богословия, (Гродно) МинДА

Статистические данные, относящиеся к численности униатов на территории России с 1772 по 1839 г., постоянно приводятся в исторической литературе. В то же время, с одной стороны, в исследованиях встречаются значительный разброс цифр и их несогласованность. Представляется, что этот вопрос остается в проблемном поле исторической науки.

Подробнее...

ending

Икона дня

ending