Горки
Залужье
Кривоносы
Новые Дороги
Щитковичи
Языль

Горки

Свято-Николаевская церковь, деревянная, была построена в 1867 году, как отмечается в клировой ведомости «тщанием правительства на отпущенную из казны сумму 3000 рублей».

В 1898 году на средства прихожан вокруг церковного погоста устроили новую «довольно прочную и красивую штакетную ограду».

В это время приход возглавлял священник Терентий Мацкевич, одновременно являвшийся духовником 3-го округа Бобруйского уезда. Он окончил Минскую Духовную Семинарию. С 1866 по 1881 год служил псаломщиком, а затем диаконом (с 1875 г.) в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе. Человек музыкально одарённый и очень добрый, отец Терентий проявлял большую заботу о местных прихожанах. В 1896 году за прилежную службу «в память коронования Государя Императора Николая II» его наградили наперсным крестом.

В 20-е годы XX столетия настоятелем храма служил священник Юлиан Островский, происходивший из простых крестьян. В 1929 году по надуманному обвинению в антисоветской агитации его арестовали, приговорив к трём годам заключения в концлагере. После освобождения он вернулся в Белоруссию и служил в Свято-Александро-Невской церкви Минска. К сожалению, в это время отец Юлиан отпал в обновленческий раскол. В 1938 году его арестовали ещё раз вместе с митрополитом- обновленцем Петром Блиновым и расстреляли.

В 50-х годах ХХ в. церковь была разобрана и в этой же деревне построен из нее клуб. В 2010 году на месте разрушенного Храма установлен крест с памятной табличкой.

Наверх

Залужье

Свято-Георгиевская церковь, деревянная, построенная в 18-м столетии, по своей композиции (ярусно-осевой) была очень близка широко известной Свято-Михайловской церкви Слуцка, уцелевшей до наших дней. Её «притвор, неф, алтарь завершались двух-трёх ярусными объёмами с шатровой крышей и главкой».

Одной из первых в Белоруссии эта церковь в 1795 году была присоединена из унии к православию. Тогда в ней служил священник Гавриил Соловьевич, обучавшийся в «Слуцкой благочестивой семинарии», а также Виленской академии и рукоположенный во иереи архиепископом Минским и Волынским Виктором (Садковским).

В 1800 году настоятелем храма назначили священника Иоиля Гаховича. Местный землевладелец генерал польской службы Фаддей Пузына в отместку за переход жителей Залужья из унии в православие отнял часть церковной земли, в частности, «возле дома священнического лежащий пашенный огород».

В то время в приход церкви входило только одно Залужье, насчитывавшее 109 дворов, в которых проживало 840 человек.

В 1837 году Свято-Георгиевский храм ремонтировался за казённый счёт. Утварью он был довольно скуден. Из облачений священнических лишь одно являлось более-менее благовидным. Дом, в котором проживал настоятель, был совершенно ветхим. В середине 19 века настоятелем церкви являлся священник Евгений Москалевич.

После осмотра, произведённого в 1872 году инженером Всеволжским, было признано, что храм в Залужье «не годен к починке». Тогда решили построить новую церковь, но из-за недостатка средств дело затянулось на три десятилетия.

Наконец, в 1903 году в Залужье возвели новый деревянный храм, как и прежний освятив его во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В клировой ведомости за 1912 год говорится о том, что к этому времени священник имел хороший дом, собственное гумно и амбар. Благоустроенной выглядела жизнь и псаломщика. В Залужье действовало народное училище, в деревнях Дражно и Подоресье имелись земские школы.

За новоотстроенным приходским храмом числились две приписные деревянные церкви.

В Дражно церковь возвели «по Высочайшему повелению» в 1858 году, освятив в честь Воскресения Христова. Богослужения в ней совершались на второй день Святой Пасхи и в день Преображения Господня."

В Подоресье церковь «была построена тщанием крестьян... деревянная, малая, холодная», она имела единственный колокол, устроенный на столбе, церковная утварь и книги богослужебные в ней отсутствовали. Эта церковь, как и старая приходская, была возведена в 18 столетии, так как по своей архитектуре принадлежала к древнему ярусно-осевому типу. Во время лихолетья Второй мировой войны она сгорела.
В 20-е годы настоятелем Залужского храма являлся священник Владимир Талюш, ныне канонизированный Русской Православной Церковью как священномученик.

Его арестовали 19 апреля 1933 года за попытку сбора среди прихожан средств, требовавшихся для уплаты налога с церкви. Однажды в сердцах он сказал односельчанам: «Братья, покайтесь, наступил час гонений на нас, не верьте людям, которые называются коммунистами, ибо они антихристы!»
Отца Владимира приговорили к 10 годам пребывания в концлагере, где он и погиб, приняв мученическую смерть за Господа Иисуса Христа.
Вместе с ним к разным срокам заключения были приговорены прихожане: Николай Шибко, Юрий Ралько, Игнатий Циганков, Симеон Свирин, Тихон Мышко, Василий Дражин, Иоанн Мыльник и Пётр Гейсик.

Свято-Георгиевскую церковь перестроили и приспособили под клуб.

Наверх

Кривоносы

Свято-Покровская церковь была построена в 1896 году «на 8000 рублей от казны и 2560 руб. от прихожан» вместо прежней, крайне обветшавшей.

Согласно описанию за 1912 год, она выглядела следующим образом: «Деревянная на каменном фундаменте с колокольней, устроенной над притвором, вполне прочная, окрашена в белый цвет, крыша жестяная... вид имеет креста с большим открытым куполом посредине и четырьмя небольшими закрытыми куполами. При церкви устроены три больших крыльца с западной, южной и северной стороны и одно малое – в пономарню, на колокольне четыре колокола».

За Покровским храмом числилась небольшая деревянная приписная церковь Святого-Духа, располагавшаяся в деревне Доколи. Её построили на средства помещика Малиновского в 1791 году. В 1882 году обновили усердием и на пожертвования местных прихожан. Вытянутая в объёме, она выглядела в виде корабля, колокольня при ней отсутствовала.

В начале XX столетия настоятелем храма в Кривоносах служил священник Алексей Ставрович, в 1898 году окончивший Минскую Духовную Семинарию. Он преподавал Закон Божий в Прусском и Кармазовском народных училищах. Псаломщик Яков Михайлович Кондратюк вёл уроки Закона Божьего в народном училище села Кривоносы.

С 1915 года местный приход окормлял священник Иоанн Вечерко, ныне прославленный Церковью как священномученик. Его арестовали 18 марта 1933 года по надуманному обвинению в антисоветской агитации, в связи с чем на допросе он заявил: «виновным себя в аУс агитации не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение имеет целью закрытие церкви». По приговору от 17 апреля 1933 года отец Иоанн был расстрелян. Имущество конфисковано. Семья выслана. По тому же делу пострадали прихожане церкви: Александр Савчиц, Андрей Бода, Дионисий Чечуха, Василий Жолдак, Алексей Демидович.

Наверх

Новые Дороги

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была деревянной. Построена в 1784 году тщанием прихожан. Отдельно от неё возвышалась колокольня, также деревянная.

В начале 19 века в приходе насчитывалось 136 дворов. Местным землевладельцем был князь Доминик Радзивилл.

В 1825 - 1852 годах настоятелем церкви являлся священник Стефан Конопасевич. Как пишет один современный исследователь, он получил приход «из рук священника Иоанна Минкевича, женившись на его дочери Матрёне. Дорожский приход был замечателен тем, что на протяжении более 200 лет принадлежал священническому роду Минкевичей, переходя от отца к сыну. При этом все священники здесь носили одно заветно наследственное имя - Иоанн Иоаннович. Интересно, что традиция эта, наследования имён. Продолжалась вплоть до первых десятилетий 19 столетия. Но самое главное то, что род Минкевичей был известен своим древним православием и никогда не переходил в унию на протяжении всего её существования».

Отец Стефан был смещён с прихода по интригам местным помещиков-поляков. Это было связано с тем, что во время проезда через Новые Дороги русского императора Николая 11 местные крестьяне подали ему жалобу о непомерных притеснениях со стороны своих господ. «Составление этой жалобы паны... всецело приписали Дорожскому священнику Стефану Конопасевичу, хотя никакого отношения к этому он совершенно не имел». После него приход возглавил священник Антоний Савич.

В середине 19 столетия в церковной ризнице ещё сохранялся инвентарь 1671 года, закреплявший за церковью принадлежавшие ей земли.
 В 1863 году храм капитально отремонтировали, устроив в нём новый иконостас и перекрыв новой гонтовой крышей. Однако стены церкви оставались по-прежнему очень ветхими.

В конце 19 века настоятелем храма служил священник Митрофан Сосиновский, законоучительствовавший в Стародорожском народном училище.
В 20-е годы 20 столетия приход окормлял протоиерей Василий Степуро. 30 декабря 1928 года его арестовали и выслали на Урал. После освобождения он служил в Слуцке. В 1933 году был лишён свободы вторично и выслан на три года в Казахстан, откуда уже не вернулся.

На непродолжительное время в качестве настоятеля отца Василия заменил протоиерей Иоанн Радзиванович. В конце 1929 года его также арестовали и приговорили к трём годам ссылки на север. По возвращении домой, в 1937 году отца Иоанна схватили второй раз и он был расстрелян.
Последним настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы довоенных лет являлся протоиерей Николай Рымашевский, рукоположенный в сан иерея епископом Слуцким Николаем Шеметилло 18 мая 1930 года. Он прослужил в Новых Дорогах до 1936 года, после чего также подвергся аресту и был осуждён на пять лет заключения в концлагере. В 1941 году освобождён.

В годы войны православный храм открыли в Старых Дорогах, поскольку прежнюю Новодорожскую церковь к этому времени, вероятно, уже разрушили. Этот храм размещался в помещении дома № 7 по улице Партизанской. В 1947 году по благословению архиепископа Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) его настоятелем был назначен священник Терентий Локацкий, родом с Украины.

Храм был разрушен. На месте где стоял храм установлена памятная табличка и крест.

Наверх

Щитковичи

Церковь Святых бессеребренников Косьмы и Дамиана была построена в 1896 году взамен старого храма к тому времени пришедшего в крайнее разорение по причине ветхости. Деревянная, она была «крайне бедна утварью и иконами».

Прихода в Щитковичах не было, поэтому местная церковь являлась приписной. Центр прихода располагался за 20 вёрст в деревне Поречье. Там действовал храм Преображения Господня.

В 1901 - 1910 годах настоятелем в Поречье служил священномученик Николай Мацкевич, при котором неподалёку от Щиткович была открыта Проща, святое место, где местные жители, которых звали сакунами, поклонялись Господу.

В газете «Минское слово» находим интересный рассказ, повествующий о местных жителях и Проще.

«Сакуны, — сообщается в ней, - крепкий, выносливый народ. Живя испокон веков среди бедной, неприветливой природы, они настолько закалили себя, что легко переносят стужу и зной, гнилой и сырой климат. Болотные болезни, колтун и удушье, встречаются в единичных случаях... Сакуны, особенно женщины, весьма религиозны, посещают храмы, соблюдают посты. Некоторое время храмы их были на унии, но теперь следов её, кроме нескольких старых книг и визитов на польском языке, совершенно незаметно в народе.

С 1908 года они открыли у себя возле д.Щитковичи место для поклонения - Прощу. Дело было так. Днём, в проводное воскресенье, старухе Алене Страмок, когда она собирала веселики (т.е. грибы - свящ.Ф.К.) в бору, явилась Божья Матерь с Младенцем на руках. Алена ослепла. Через неделю она отнесла на место видения кулидку (т.е. каравай - свящ.Ф.К.) хлеба и тотчас прозрела. На другой год Алена по указанию святца (т.е. святого - свящ.Ф.К.) поставила на место явления Божьей Матери крест и самое место назвала Прощей. Потом некоторые старики тоже под влиянием видений поставили на Проще каплицы. Теперь в каждое новолунное воскресенье к Проще на поклонение стекаются тысячи богомольцев со всей обширной окрестности. Священник, совершив обедню в церкви, с крестным ходом идёт в Прощу и служит там молебны. Богомольцы, страдающие разными болезнями, на коленях ползают вокруг каплиц, молятся и берут горсть земли с того места, где по преданию лежал под небольшим деревом Младенец».

В годы Второй мировой войны церковь в Щитковичах сгорела.

Наверх

Языль

Православная церковь существовала в Языле с незапамятных времён. Сохранилось документальное известие о том, что в 1744 году она была отторгнута у православных верующих и передана униатам. «Слуцкий архимандрит Иосиф Оранский. — читаем в этом известии, — приносит жалобу, что 13 июня Староста Горбовский в маетности своей, называемой Горки, в парохии Язильской, церковь Св.Николая на унию обратил и отбивши в церкви замки, ввёл в оную попауниятскаго...»

В 1898 году вместо старого, обветшавшего храма, возвели новый деревянный, освятив его в честь Преображения Господня.

В начале 20 века его настоятелем служил священник Пётр Мордвилко, в личном послужном списке которого сказано, что он был «поведения отличного». В 1909 году отца Петра наградили серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ, так как он проявлял особое рвение и прилежание в деле преподавания Закона Божьего в Языльской церковно¬приходской школе. Псаломщиком в это время являлся Виталий Иванович Оберман.

После революции отец Пётр Мордвилко перешёл в Слуцк. В 1933 году его арестовали, отправив на три года в Карельские концлагеря.

Последним довоенным настоятелем в Языле был священник Владимир Хрищенович, рукоположенный во иереи Слуцким епископом Николаем Шеметилло в 1930 году. За мученическое исповедание веры в Господа он был расстрелян в 1933 году. Заодно с ним пострадали псаломщик церкви Василий Копаченя и староста Яков Полоченя; миряне Степан Копаченя, Симеон Жук, Ёвсей Половченя, Леонтий Половченя, Владимир Носовйч, Иосиф Корузун, Вера Сосиновская. Их приговорили к различным срокам заключения. За Языльским храмом числились две приписные  церкви.

С 1934г. до Отечественной войны деревянная церковь была занята под сельский клуб . в период военной оккупации церковь была возвращена верующим. 22июля 1950г. реш.№385 знание церкви заняли колхозники  под сельский клуб. По решению №10 от 26.июня 1997г.здание храма после множества перестроений  в ветхом состоянии (требуется замена покрытия крыши, углы здания сгнили и отсутствует связка стен, рамы сгнившие и требуют остекления)было возвращено православным верующим д.Языль.

Наверх

ending

Икона дня

ending