1. Священномученик Владимир (Талюш)
  2. Священномученик Иоанн
  3. Священномученик Владимир

Священномученик Владимир (Талюш)

sv vlad 1991Родился в 1891 году в семье сельского дьячка, проживавшего в д. Залужье Бобруйского уезда Минской губернии. Несмотря на незнатное происхождение, в 1912 году сумел окончить Минскую Духовную Семинарию, после чего два года учительствовал в различ¬ных церковно-приходских школах. В 1914 году В. Талюш был мобилизован в царскую армию и в ней сражался на фронтах Первой Мировой войны. С 1918 года он вновь стал учительствовать, но недолго. В 1920 году, несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, Владимир Талюш принял сан священника и был назначен настоятелем церкви Св. Георгия Победоносца д. Залужье Бобруйского уезда, той са¬мой церкви, в которой когда-то служил дьячком его родной отец. Так после долгих мытарств и скитаний он опять вернулся на свою малую родину.

Более двенадцати лет прослужил отец Владимир в Залужье, запомнившись односельчанам как добрый, внимательный к их нуждам пастырь. Особое попечение он проявлял о приходском храме, за что и пострадал.

Священника Владимира Талюша арестовали 19 апреля 1933 года за попытку сбора среди своих прихожан средств, требовавшихся для своевременной уплаты налога с церкви.

Во время разбирательства, учиненного над ним, кто-то донес на о. Владимира, что он однажды сказал односельчанам: «Братья, покайтесь, наступил час гонений на нас. Не верьте людям, которые называются коммунистами, ибо они антихристы!»

Вместе с о. Владимиром тогда же арестовали еще восемь человек, проживавших в Залужье и близлежащих деревнях, оказывавших ему содействие в сборе средств для уплаты налога. Это были простые крестьяне, трудом собственных рук добывавшие себе хлеб насущный, посещавшие залужскую церковь и старавшиеся, как могли, поддерживать ее благосостояние.

Всех их огульно обвинили в том, что они образовали некую «контрреволюционную группу», а отец Владимир будто-бы ее возглавил. Никто из арестованных виновным себя не признал. Всех их приговорили к разным срокам заключения в концлагере или же к ссылке. Священник Владимир Талюш получил самый большой срок - 10 лет лагерей. Домой он уже не вернулся, приняв мученическую смерть в заключении.

Центральный Архив КГБ РБ. Следственное дело №29956-с. По воспоминаниям двоюродной внучки Тамары Георгиевны Булай

Наверх

Священномученик Иоанн

sv ioann 1890Родился в 1890 году в д. Косаричи Бобруйского уезда Минской губернии. Отец его был псаломщиком. В 1913 году И. Вечерко окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1915 году был рукоположен во иереи к Свято-Покровской церкви д. Кривоносы Бобруйского уезда. Здесь он прослужил все последующие годы.
После революции жизнь о. Иоанна подвергалась многим опасностям. Он пережил преследования со стороны большевиков. Был гоним также поляками, захватившими часть Белоруссии в 1919 - 1920 годах.

Впервые о. Иоанна арестовали в 1928 году. «За несвоевременное внесение налога», полагавшегося с церкви, он был осужден на 9 месяцев заключения в слуцкой тюрьме. По воспоминаниям его сына Георгия Вечерко, находясь в ней, о. Иоанн работал столяром. С детства он очень любил это занятие, был редким специалистом в столярном деле. Георгий Вечерко рассказывал, что будучи ребенком, носил в тюрьму передачи для отца: «Пропускали спокойно... Слуцк был в шестидесяти километрах от Кривоносов... За девять месяцев два раза попал на свидания. Надзирателю говоришь, он пойдет, поговорит с кем-то. В тюрьме отца уважали как столяра хорошего. Помню он меня хотел поцеловать и не мог, не достал. Небольшая сетка, я был мальчик, он мне под нос. Я плачу, а он меня успокаивает».

Пребывание в тюрьме не устрашило священника. Возвратившись из заключения, он вновь стал совершать богослужения в местной церкви.
Второй раз о. Иоанна арестовали 18 марта 1933 года по стандартному обвинению в антисоветской агитации. Во время одного из допросов он дал следующие показания: «Виновным себя в антисоветской агитации, направленной на срыв хозяйственно-политических компаний, я не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение является препятствием для выполнения обрядов религиозного культа и имеет целью закрытие церкви. В своей деятельности я не выходил за рамки религиозных обрядов и считаю себя человеком аполитичным».

Без суда и следствия по приговору от 17 апреля 1933 года о. Иоанн был расстрелян. Все имущество священника конфисковали. Семью выслали на север.
Вместе с о. Иоанном Вечеркой были арестованы наиболее активные прихожане церкви. Это - псаломщик Александр Григорьевич Савчиц, не признавший себя виновным и приговоренный к заключению в концлагерь сроком на 5 лет. Это также члены церковного совета: Андрей Ефимович Бода (приговорен к 5 годам концлагеря), Дионисий Николаевич Чечуха (выслан в Башкирию на 5 лет), Василий Трофимович Жолдак (выслан этапом в Казахстан на 3года) и Алексей Ермолаевич Демидович (выслан на 3 года на вольное поселение). О их дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Центральный Архив КГБРБ. Следственное дело № 16555-е.
А.Л. Заерко. Тюрьмы Беларуси. Книга первая. 1929-1935, Москва. 2001. С. 94, 147.

Наверх

Священномученик Владимир

sv vlad 1876Родился в 1876 году в д. Гезгалы Лидского уезда Виленской губернии в простой крестьянской семье. Уже в зрелом возрасте поступил в Слуцкое Духовное Училище, которое окончил в 1911 году. Будучи скромным и богобоязненным человеком, он часто совершал паломничества по святым местам и однажды, еще в молодые годы, приехал в Санкт-Петербург с тем, чтобы посетить богослужение, которое совершал Св. Прав. Иоанн Кронштадтский. Прибыв в Кронштадт и пройдя общую исповедь, Владимир Хрищенович оказался в достаточно затруднительном положении. Из-за огромного скопления верующего народа оказалось невозможным подойти к чаше причаститься Святых Тайн Божьих. Между тем, следовало поторапливаться, так как пароход, на котором он прибыл, вот-вот должен был отправиться назад, в Санкт-Петербург, а следующий приплывал только через несколько дней. Это искушение разрешилось совершенно неожиданным образом. По благословению Св. Прав. Иоанна Кронштадтского к Владимиру Хрищеновичу вдруг подошел какой-то церковнослужитель и, взяв его под руку, подвел прямо к чаше. Они шли через весь собор, и люди расступались перед ними. Позднее матушка отца Владимира — София Михайловна Хрищенович — говорила, что таким образом Св. Прав. Иоанн Кронштадтский  предсказал то особое призвание, которого сподобился Владимир Хрищенович в дальнейшем, приняв мученическую смерть за веру в Господа Иисуса Христа.

После окончания духовного училища он длительное время служил псаломщиком при церкви Св. Николая Чудотворца в д. Горки Бобруйского уезда Минской губернии. В 1930 году епископ Слуцкий Николай (Шеметилло) рукоположил его во иереи. Время тогда было страшное, по всей стране набирала силу компания по ограблению крестьянства, многие тысячи простых сельских тружеников лишались крова, ссылались в Сибирь. Это, однако, не остановило Владимира  Хрищеновича, и он сделал свой выбор, стал священником гонимой богоборческими властями Церкви.

Проживая в Горках, о. Владимир часто посещал соседний приходской храм Преображения Господня в д. Языль Стародорожского района. Здесь он совершал богослужения, что было вызвано отсутствием в Языле своего священника, который, по всей вероятности, был арестован ранее.

Вскоре эта же участь постигла и о. Владимира - 27 декабря 1932 года его лишили свободы. Поводом к аресту послужила одна из последних его проповедей, которую он произнес в языльской церкви. В ней о. В. затронул самый злободневный вопрос, мучивший жителей села в 1932 году - голод, разразившийся в стране. Обращаясь к измученным крестьянам, стараясь как-то утешить их, он сказал: Господь сотворил человека и в Его Воле сделать с ним, что нужно слушать Бога и веровать в Него, ходить в церковь и Господу Богу; единственное наше спасение, это - Господь: должен переносить все, сейчас плохо, но это скоро переменится»
Вместе с о. Владимиром арестовали еще девять чело более активно посещавших храм в Языле, входивших в церковно- приходской совет.

Среди арестованных выделялся псаломщик языльской церкви Василий Копаченя, который однажды сказал односельчанам «лучше дайте на церковь, чем большевикам, то и Бог даст вам, а большевики все равно ничего не дадут».

Отец Владимир не испугался сильных мира сего и своих взглядов на допросах не скрывал. «Да, - свидетельствовал он, я как священник, будучи обречен на нищенскую жизнь, выражал недовольство политикой советской власти... В связи с тем, что в с.Языль нет священника, а там имеется церковь, я по приглашению верующих совершал в ней богослужения».

Подобную дерзость в высказываниях, конечно, простить не могли. Без суда и следствия 12 февраля 1933 года священник Владимир Хрищенович был приговорен к расстрелу. Такой же приговор вынесли в отношении псаломщика языльской церкви Василия Копачени и ее прихожан: Якова Половчени и Стефана Копачени. Вскоре все они были убиты.

Имущество расстрелянных новомучеников конфисковали. Их семьи, оставшиеся вдовыми, выслали за пределы Белоруссии. К различным срокам заключения были приговорены односельчане погибших: Семен Жук (к 10 годам концлагеря), Евсевий Половченя (к 5 годам концлагеря), Леонтий Половченя (к 5 годам конц¬лагеря), Владимир Насович, Иосиф Корзун и Вера Сосиновская (к ссылке на три года в Сибирь).

Таким образом, приход в Языле был уничтожен в корне. Страдальцами за Господа и Спаса нашего Иисуса Христа явились подвергшиеся гонениям языльчане, и среди них - священник Владимир Хрищенович - взошедший на Голгофу вместе со своими прихожанами, разделивший с ними все страдания голодного 1932 года.

Воистину «пастырь добрый полагает жизнь свою за овцы своя» (Ев. Ин. 10, 11).

Наверх

ending

Икона дня

ending